Агрессивный ребенок: распущенность или крик о помощи?
Детство – утро жизни. «Нам расти, еще расти, только небо, только ветер, только радость впереди…». И вот, на рассвете жизни появляется то, что, казалось бы, не свойственно милому крохе – агрессия. Ребенок часто злится. Ему ничего не стоит в запале ударить любимую маму. Впрочем, маме достается и без физических ударов кровинушки. Временами ребенок неуправляем и, говоря современным жаргоном, «выносит мозг» родителям. Конфликты сопровождают малыша всюду. Ребенок очень тянется к другим детям, но в компании почему-то не уживается. Бесконечные стычки со сверстниками, ссоры, обиды или борьба за власть с переменным успехом. Ребенок не редко остается без приятелей и мается от скуки.Тяжело самому малышу. Трудно с ним родителям. Да и волнует, чем эта детская агрессия обернется в дальнейшей жизни ребенка? Каприз или агрессия? Капризы, случайные эпизоды агрессии бывают у всех детей. Нравится нам то или нет, но агрессия – часть нашей жизни. Защищая себя или свои интересы, добиваясь цели, мы порой вынуждены в той или иной степени проявлять агрессивность. Дети здесь не исключение. Однако, одно дело единичные эпизоды агрессии, спровоцированные ситуацией. И другое дело, когда агрессия в поведении ребенка становится устойчивой тенденцией и основной реакцией на любое препятствие в исполнении его желаний, а иной раз ребенок ведет себя агрессивно даже без видимой причины. Детская агрессия бывает разной. От словесных оскорблений и угроз («Дурак ты», «Я тебя ударю очень больно») до драк и «причинения имущественного вреда», например, ребенок специально ломает игрушку противника или мамину заколку. Проявления агрессии, зависят от особенностей характера, состояния нервной системы и психики ребенка. Вот лишь несколько примеров. Ребенку показалось, что приятели обошлись с ним не совсем справедливо в игре. Он громко кричит, ругается, обзывается, «делает назло», а иногда и дерется. Причем сам, играя со сверстниками, может «хитрить», «быть нечестным» и, вообще, склонен нарушать общепринятые нормы хорошего поведения. Такому ребенку важно получить эмоциональный отклик от других, обратить на себя внимание, настоять на своем. Он этого добивается при помощи агрессии и вызывающего поведения. Получив свое, ребенок может ненадолго сменить гнев на милость. Во многом поведение ребенка зависит от сиюминутного настроения. Сегодня настроение плохое – не миновать бесконечных конфликтов в компании приятелей. А вчера настроение было хорошее и с этими же детьми, он был дружелюбным и замечательно играл во дворе. Это ребенок с возбудимой нервной системой и плохим самоконтролем собственного поведения. Часто у него нет четкого понимания, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Такая агрессия, чаще всего, не опасна для ребенка и окружающих. Однако она осложняет отношения ребенка с приятелями, родителями, детьми в детском саду или одноклассниками. Другой пример. Ребенок с помощью агрессии разряжает накопившееся эмоциональное напряжение, а, иногда, даже получает удовольствие от причинения неприятностей другим. Это куда более опасный случай, чем первый. Таким детям свойственная высокая тревожность, импульсивность, постоянное эмоциональное напряжение. Ребята нередко даже не делают попытки наладить отношения со сверстниками и во всех конфликтах считают виноватыми кого угодно, но только не себя. Приступы ярости у них могут возникать спонтанно, без явной причины, а могут быть ответом на стресс. Подобная агрессивность может быть у детей с нарушением психики, органическим поражением головного мозга. И еще пример. Агрессия, как инструмент утверждения своей власти среди сверстников. Ребенок инициативный, умеет организовать игру и привлечь к себе внимание сверстников. Однако он претендует, в лучшем случае, на лидерство и подчинение приятелей. В худшем случае – на безраздельную власть и жестоко подавляет любые попытки сопротивления. Причем в борьбе за власть, для него могут быть все средства хороши: физическая сила, травля, обман, высмеивание. У всех агрессивных ребят есть общая черта – неспособность понимать других людей. Ребенок слишком фиксирован на себе. В других людях он видит только их отношение к себе. Причем подозревает, что ему не окажут внимание или чем-то будут мешать. Фиксированность на себе, ожидание недоброжелательства со стороны окружающих не позволяют ребенку увидеть других людей, почувствовать связь с ними, ощутить сопереживание. Такое восприятие порождает чувство одиночества, желание добиваться своего не смотря ни на кого и ни на что и агрессивность в отношениях. Со временем ребенок еще больше фиксируется на себе, все больше противостоит другим людям и все больше накапливает проблем в отношениях. Поэтому, детская агрессия – это проблема, требующая решения и помощи ребенку. Сначала подробнее разберемся в причинах агрессии. От этого зависит, как именно помочь ребенку. Причина в семье? В семье прячется несколько источников детской агрессии. Пример родителя. Если родители ведут себя агрессивно, то ребенок, вполне возможно, будет им подражать и вести себя точно также. Родитель может на словах осуждать агрессию и призывать дитя к порядку. Однако хорошие слова окажутся ничем, если на деле, в конкретных ситуациях ребенок видит совсем другое поведение родителя. Взрослые далеко не всегда осознают и еще реже признают вслух, что «нечего на зеркало пенять, коль рожа крива» и наказывают ребенка за копирование своего же поведения. Неблагоприятна и такая ситуация в семье. Один родитель, например, отец жесткий, требует подчинения всех себе. Мать мягкая и уступчивая, угождает мужу, чтобы не было лишних конфликтов и угождает сыну, потому что «отец очень строгий». Ребенок, особенно мальчик, воспринимает жесткого отца, продвигающего свои интересы с помощью агрессии, как сильного человека и копирует «победителя». Неправильное воспитание. Ошибок в воспитании бывает много, но особенно вредны крайности. Родители, которые стараются упредить капризы ребенка и выполнить его требование с первого крика и топа ногой. Ребенок привыкает к тому, что самый надежный и короткий путь к цели – агрессивное требование. Со временем такое поведение закрепляется, становится чертой личности, человек формируется эгоистичным и «взрывным», что портит жизнь ему самому и его близким. К усвоению такого поведения склонны возбудимые дети и те, у кого есть соответствующий пример родителей. Другая крайность – когда ребенок лишен теплоты в отношениях с родителями. Ребенка подавляют и уделяют ему мало внимания. Это рождает страх, который со временем оборачивается либо агрессией, либо тревожностью и безынициативностью. При недостатке теплоты и внимания со стороны родителей агрессия для ребенка становится способом получить эмоциональную разрядку и обратить на себя хоть какое-то внимание. Конфликты в семье. Можно скрывать скандалы. Малыш в силу возраста может не понимать, из-за чего ссорятся родители. Но напряженную атмосферу ребенок все равно чувствует. Постоянное напряжение в доме вызывает у ребенка ощущение приближающейся катастрофы. Папа и мама для ребенка – фундамент его жизни. А тут фундамент может развалиться. Реакция малыша может быть страх и агрессивное поведение. Ребенок болен? Тяжелые роды, вызвавшие нарушение нервной системы, органическое поражение головного мозга, эпилепсия, опухоли мозга, травмы головы – любая проблема из этого неприятного списка может стать причиной агрессии ребенка. Подпитывать детскую агрессию может ряд хронических заболеваний, например, бронхиальная астма, некоторые эндокринные нарушения. Да и вообще поведение больного ребенка отличается от поведения здорового. Если ребенку больно, его возможности ограничены, то это отражается и на нервной системе малыша, и на его поведении. А как именно отразиться, усилится ли агрессия, зависит от многих причин, в частности от индивидуальных особенностей конкретной семьи и ребенка. Если агрессия появилась на фоне какого-то заболевания, то у малыша, скорее всего, есть неполадки в самочувствии. Ребенок может быть легко возбудимым и при этом быстро истощаться. Стоит обратить внимание и на плохой сон ребенка или на нарушения аппетита (от плохого аппетита до «волчьего»). Если есть маломальские сомнения в здоровье ребенка - бегом к врачу и подробно рассказать обо всех трудностях. Возможно, доктор назначит обследование и даст направление на консультации узких специалистов. Своевременное адекватное лечение не только улучшит состояние здоровья, но и, вполне возможно, изменит поведение ребенка. Так же родителям надо задуматься, не провоцируют ли они своим воспитанием агрессию у больного ребенка. Может быть, часто болеющему ребенку чересчур во всем уступают? Ребенок привык к уступкам и не, получая поблажек, конфликтует. А может родители смотрят на больного ребенка, как на ущербного и очень тревожатся за его будущее? При этом родители могут ничего не говорить вслух, но ребенок их настрой чувствует. В любом случае, должен быть пересмотр системы воспитания. Особый разговор о возможных нарушениях психики у ребенка. Нередко психические заболевания уродуют агрессией поведение ребенка. Постоянное эмоциональное напряжение у ребенка, частые резкие перепады настроения, агрессия без видимой причины – повод обратиться к детскому психиатру или психотерапевту. Не надо бояться этого визита! Гораздо страшнее упустить время и запустить болезнь, если она есть. Возможно, как такового нарушения психики нет, но лечение необходимо. Например, с детскими неврозами (букет психологических проблем, сформировавшийся на фоне нарушения нервной системы) значительно легче справиться на начальной стадии. Преодолеть невроз можно, выполняя рекомендации и назначения врача и откорректировав с помощью психолога семейную систему воспитания. Нельзя отчаиваться и паниковать, если доктор выставляет психиатрический диагноз под вопросом. Врачам, чтобы подтвердить или опровергнуть диагноз нужно время и наблюдение ребенка. Возможно, никаких психических нарушений у ребенка нет, а психологические проблемы удастся решить и в будущей жизни кровинушки все будет хорошо. И даже при наличии психического заболевания можно существенно улучшить состояние при адекватном лечении. Как себя вести с агрессивным ребенком? В первую очередь, необходимо сохранить самообладание, когда у ребенка очередной «приступ агрессии». Родитель, не контролирующий собственные эмоции ситуацию не разрулит. Чем младше ребенок, тем мягче должна быть реакция на его агрессию. Иногда, если ребенок капризничает, пытается в порыве злости ударить или ущипнуть вас, его надо просто обнять, прижать к себе и подождать пока он поплачет и успокоится. Ребенку такие объятия говорят о том, что его любят и что мама способна контролировать его эмоциональные всплески. Постепенно малыш научиться контролировать себя сам. Со старшими дошкольниками, младшими школьниками и подростками порой хороший эффект дает игнорирование их буйных всплесков, если эти всплески не опасные. Иногда полезно обратить внимание ребенка на истинную причину его злости и выразить ему поддержку. «Ты злишься на маленькую сестричку, потому что расстроился из-за плохой оценки. Ничего страшного, я тебе помогу научиться решать эти задачи, и оценку исправишь. А от того, что накричишь на сестричку, тебе легче не станет». Так же ребенку надо показать не эффективность агрессии. Объясните ребенку, что даже если он «победит» и отнимет игрушку у другого ребенка, то потом с ним никто не захочет играть. Если ваш ребенок – дошкольник ударил товарища по игре, подойдите к жертве, поднимите его, пожалейте и скажите: «Петя не хотел тебя обидеть». Ребенок – драчун остается без внимания и постепенно чувствует, что агрессия не в его интересах. Дома, наедине, поговорите с ребенком в таком плане: если тебя ударить, тебе будет больно. Другому человеку тоже больно, когда его бьют (или обидно, когда обзываются и т.п.). Кто же будет дружить с тем, кто делает больно? Устраивая «разбор полетов» не говорите ребенку: «Ты плохой» и не обзывайте его. Говорите только о поступке ребенка и о том, как поступить было бы лучше. Учите ребенка конструктивно разрешать конфликтные ситуации. Это можно сделать, непосредственно вмешавшись в детский конфликт. Можно проиграть конфликтную ситуацию или составить рассказ, например, о том, как Маша и Даша играли с куклой, и каждая девочка хотела быть мамой куклы. Они начали ругаться. Но потом решили, что Маша будет мамой, а Даша воспитательницей куклы, и какая веселая игра у них получилась. Обязательно хвалите ребенка за хорошие поступки. Хвалите не общими фразами, типа «хороший мальчик», а за конкретное дело. «Мне так понравилось, что ты спокойно ждал, пока младший братик соберется на улицу, и даже помог ему завязать шнурки. Молодец!». КАКИЕ ИГРЫ ПОМОГАЮТ СПРАВИТЬСЯ С АГРЕССИЕЙ? Снятию напряжения у детей способствуют рисование, лепка, игры с водой, песком, глиной. Полезны занятия музыкой и массаж. Иногда дети выражают свои страхи в агрессивной игре. Мальчик, который опасается оказаться слабым, играет в игру, где один робот дерется с другими роботами и побеждает их. Можно тонко вмешаться в игру. Спросить ребенка, что будет, когда робот всех победит? Он останется один, будет скучно. Тогда игру можно повернуть так. Сильный робот подружился с другими роботами, и защищает их от врагов. И, конечно же, ребенок должен чувствовать вашу любовь к нему, независимо ни от чего. Говорите ребенку, что любите его. А вот фразы типа «если ты будешь делать так-то, мы с папой не будем тебя любить» нужно исключить из разговора с ребенком. Нельзя полностью подавлять агрессию в ребенке. Вместе с агрессией можно подавить и всякую инициативу ребенка, способность отстаивать свои интересы. К тому же подавленная агрессия накапливается и либо вырывается наружу в виде вспышек злости, либо плохо влияет на здоровье. Нужно терпеливо учить ребенка контролировать свою агрессию. Отстаивать свои интересы без вспышек ярости, не причиняя вреда другим людям. Умению общаться, сотрудничать с людьми и мирно разрешать конфликты