Специальное образование

Группа интегрированного обучения и воспитания

В государственном учреждении образования "Детский сад № 28 г. Молодечно" функционирует 2 группы интегрированного обучения и воспитания для воспитанников (от 3 до 4 лет; от 6 до 7 лет).

Образовательный процесс в группе осуществляется  по следующим образовательным программа:

  • Учебная программа дошкольного образования
  • Программа для специального дошкольного учреждения воспитания и обучения для  детей с нарушением психического развития (трудностями в обучении)

Педагогические работники:

Группа № 7

Жолнерович Марина Александровна - воспитатель дошкольного образования без квалификационной категории;

Хайбуллина Валентина Петровна - воспитатель дошкольного образования 1-о1 квалификационной категории;

Грозяник Марта Вячеславовна - педагог-психолог;

Лужинская Кристина Федоровна - музыкальный руководитель.

Группа № 9

Клочко Ирина Станиславовна - воспитатель дошкольного образования 1-ой квалификационной категории;

Патук Анна Викторовна - воспитатель дошкольного образования  высшей квалификационной категории;

Соснович Жанна Анатольевна - воспитатель дошкольного образования  (индивидуальное сопровождение ребенка с расстройством аутистического спектра);

Грозяник Марта Вячеславовна - педагог-психолог;

Цыпронова Виктория Андреевна - учитель-дефектолог;

Неверо Анастасия Анатольевна - руководитель физического воспитания первой квалификационной категории;

Мозолевская Нина Анатольевна - музыкальный руководитель высшей квалификационной категории.

Зачисление воспитанников в  группу интегрированного обучения и воспитания  производится на основании заявлений законных представителей, заключений центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, направления управления по образованию Молодечненского райисполкома,  медицинской справки установленной формы. 

Контактные телефоны для получения необходимой информации:

+375 176 70 70 02 -Белова Наталья Лаферьевна, заведующий государственным учреждением образования "Детский сад № 28 г. Молодечно"

Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации г.Молодечно

свернуть

Что такое инклюзия?

Одной из активно обсуждаемых в последнее время тем в системе образования является инклюзия. Понятие «инклюзия» принято на Всемирной Конференции по образованию лиц с особыми потребностями и отражено в Саламанской Декларации лиц с особыми потребностями.

    Т. В. Варенова в своей статье "Инклюзия как приоритетное направление в международной образовательной политике" (Народная асвета, №6, 2013. – с. 87–91.) пишет:

    "Понятие «инклюзия» от английского inclusion – включение, пока нигде не имеет четкого определения, существуют самые различные его формулировки. Инклюзия выступает как принцип и как концепция; модель образования и форма интеграции; процесс признания и увеличение степени участия; принадлежность к сообществу, возможность участия; социокультурная технология и др.

международных документах инклюзия чаще всего трактуется как органичное соединение специального и общего образования с целью создания условий для преодоления у детей социальных последствий генетических и биологических отклонений развития; а инклюзивное образование — политика государства, направленная на полное включение всех детей в общеобразовательный процесс, их социальную адаптацию, несмотря на возраст, пол, этническую, религиозную принадлежность, особенности развития путем активного участия семьи, коррекционно-педагогической и социальной поддержки персональных потребностей ребенка.

    Инклюзивное образование рассматривается как закономерный процесс в развитии образования, базирующийся на признании того, что все обучающиеся могут обучаться совместно во всех случаях, когда это является возможным, несмотря ни на какие трудности или различия, существующие между ними; как механизм обеспечения равных возможностей в получении образования для обучающихся с разными образовательными потребностями.

      При инклюзивном образовании образовательный процесс организуется таким образом, что все обучающиеся, вне зависимости от их особенностей (психофизических, культурных, социальных, языковых и т.д.) и способностей, включены в общую образовательную систему и обучаются в учреждениях основного и дополнительного образования, учитывающих их особые образовательные потребности и оказывающих им необходимую поддержку.

истема образования Республики Беларусь предусматривает целенаправленную работу с различными группами учащихся с особыми образовательными потребностями в рамках единого образовательного пространства, что отражено в нормах Кодекса Республики Беларусь об образовании. Все элементы этой системы взаимодействуют с учетом принципа преемственности и обеспечивают равный доступ к получению качественного образования всем обучающимся.

Таким образом, инклюзия – это включение всех в единый и совместный образовательный процесс. 

 В чем отличие "инклюзии" от "интеграции"?

     Интеграция (лат. integer – целый) в системе образования означает создние единого образовательного пространства, сближение общего и специального образования, обучение детей с ОПФР в условиях, максимально приближенных к обычной среде с наименьшими ограничениями.

     Инклюзия – это реформирование учебных заведений и перепланировка учебных помещений таким образом, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех без исключения детей. Н.Н. Малофеев расширяет этот термин, указывая, что инклюзия обеспечивается лишь при условии отсутствия в учебном заведении физических, психологических или иных барьеров, и условии наличия компетентных педагогов, соответствующего методического и технического оснащения. Как указывает А.М. Змушко, многие не находят разницы между интегрированным обучением и воспитанием и инклюзивным образованием.

    Таким образом, интегрированное обучение и воспитание - это организация специального образования, при которой обучение и воспитание лис с особенностями психофизического развития осуществляется одновременно с лицами, не относящимися к лицам с особенностями психофизического развития.

Инклюзивное образование - обучение и воспитание, при котором обеспечивается наиболее полное включение в совместный образовательный процесс обучающихся с разными образовательными потребностями, в том числе с особенностями психофизического развития, посредством создания условий с учетом индивидуальных потребностей, способностей, познавательных возможностей обучающихся. (по материалам сайта Министерства образования Республики Беларусь http://edu.gov.by/sistema-obrazovaniya/spets-obr/ )

     Инклюзивное образование как новая концепция основывается на иных ценностях, чем традиционное образование и требует изменения привычных, формировавшихся долгие годы представлений. Это процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным запросам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особенностями психофизического развития как фокусной группы в первую очередь" 

Вместе с тем, инклюзивное образование считают логическим продолжением идей интегрированного обучения, предшествовавшего инклюзии хронологически, идеологически и технологически.

Так как, в развитии интеграционных тенденций в образовании можно выделить три этапа:

1. Мейнстриминг (mainstreaming) – общий поток – преобладает физическая интеграция и обучение ребенка-инвалида осуществляется по отдельной программе.

2. Интегрированное обучение и воспитание – преобладает образовательная интеграция и обучение по типовым программам соответствующей специальной школы.

3. Инклюзивное образование – социальная интеграция и обучение по единым национальным программам с необходимой их адаптацией.

Интеграцию и инклюзию можно рассматривать как две фазы одного процесса:

1) сначала обеспечивается просто присутствие,

2) затем полное включение в образовательную систему.

Характерные особенности образовательного процесса при интеграции:

- внимание направлено на проблемы «особых» детей;

- изменение ребенка с проблемами, адаптация его к предлагаемым условиям;

- преимущество от этого процесса получают только дети с особыми потребностями;

- организуют образовательный процесс специалисты и специально подготовленные педагоги;

- образовательный процесс предполагает использование специальных методов обучения и коррекции для детей с особенностями психофизического развития;

- ассимиляция детей с особенностями психофизического развития под условия социальной системы.

Характерные особенности образовательного процесса при инклюзии:

- внимание направлено на всех детей детского сада, школы;

- изменение условий, образовательной системы: детского сада, школы, с учетом образовательных потребностей детей;

- преимущества получают все дети;

- образовательный процесс организуется с помощью творческой командной работы всех его участников: детей, родителей, педагогов, специалистов;

- качественное обучение и воспитание всех детей;

- трансформация социальных условий, включающих всех участников социальной системы.

     Отечественные и зарубежные исследователи при изучении феномена образовательной интеграции и способов его реализации в образовательной практике опираются на имеющие много общего методологические, философские и научно-теоретические позиции, а именно: культурно- историческая концепция в психологии, теория деятельности, идея единства закономерностей развития в условиях онтогенеза и дизонтогенеза и др.

    Интеграция означает приведение потребностей учащихся с психическими и физическими нарушениями в соответствие с системой образования, остающейся в целом неизменной. Другими словами, интеграция предполагает адаптацию обучающегося к требованиям системы, тогда как инклюзия заключается в адаптации системы к потребностям лиц с особенностями развития.

свернуть

Развитие детей с ОПФР через обогащение, накопление и стимуляцию чувственного опыта.

Воспитывая и обучая особого ребенка родитель и педагог сталкивается с многими трудностями начиная с первых контактов, задаваясь вопросами как и чему учить, как помочь ребенку познать окружающий его мир, научится взаимодействовать с этим миром. Для того чтобы овладеть необходимыми навыками умениями нужно иметь сохранную когнитивную сферу, достаточно развитые психические функции, познавательную активность.

Есть категория детей, которые особо нуждаются в детальном изучении особенностей их психики, выработке правильных подходов в обучении, это дети с тяжелой степенью умственной отсталости, имеющие как правило сопутствующие нарушения в развитии. Проанализировав опыт классиков отечественной и зарубежной психологии, дефектологии, физиологии, изучив их труды в развитии и становлении человеческой психофизиологии, хотелось отметить процесс ощущения, как базисную функцию, фундамент в построении всей дальнейшей высшей психической деятельности человека. На основе этих исследований выделено два направления обучения идущих друг за другом:

1) сенсорно-перцептивный, этап который включает в себя: обогащение, накопление и стимуляцию чувственного опыта через восприятие предметов и материалов различной фактуры, величины, через изучение свойств различных материалов окружающего мира, через стимуляцию тактильно-двигательного восприятия. На этом этапе важной особенностью обучения является совместное создание развивающей среды, изготовление различных пособий и тренажеров, где ребенок учится действовать, обследовать, перебирать перекладывать различные отдельные элементы материалов.

2) второй этап условно назван когнитивным, т.к. ребенок имея уже некоторый чувственный опыт и память о свойствах предметов и материалов может выполнять простые упражнения на различение, узнавание, что стимулирует более высокий уровень сознания, тренирует психические функции. Игры и упражнения первого этапа обучения. 

Игры с водой - Игры с песком. - Игры с природным материалом, крупой. - Игры с картоном и бумагой. - Игры с тканью и нитками. - Игры с пластилином. - Тактильные мячики (совместное изготовление пластилиновых шариков, обкатывание их фасолью, горохом) - Тактильные коврики (выбор материалов различных по фактуре) - Волшебные пирожки (заполняем мешочки пуговицами, крупой, песком ватой) Игры и упражнения второго этапа обучения. - Найди такой же мячик. - Выбери одинаковые мячики (коврики) - Разложи по коробкам мячики (различение: большой, маленький) - Разложи по парам коврики(мячики) - Какой коврик исчез. - Добавь коврик, что бы вышла пара. - Найди одинаковые мешочки. - Узнай на ощупь. - Чудесная коробочка (мячики, коврики, мешочки-различение.)

Использованы материалы сайта https://www.defectologiya.pro/

свернуть

Обучение и воспитание детей с расстройствами аутистического спектра

С каждым годом увеличивается количество детей с аутизмом. При этом аутизм не знает ни национальных, ни расовых границ. В настоящее время в Республике Беларусь набирает обороты система помощи детям с ранним детским аутизмом. Необходимость в интенсивности организации такой помощи очевидна и не вызывает сомнений, т. к. обусловлена высокой частотой выявления таких детей.

По оценкам экспертов различным формам аутизма подвержено до 1% населения. По данным Центра по контролю заболеваемости (США) распространенность РАС составляет 1 случай на 160 новорожденных. То есть частота встречаемости РАС выше, чем изолированная глухота и слепота вместе взятые, чем синдром Дауна, детские онкозаболевания. Следует отметить, что частота аутизма не зависит от географического, расового, национального факторов, от интеллектуального и социального статуса родителей и многих других моментов. Расстройства аутистического спектра  - быстро распространяющиеся заболевание во всех странах мира в последнее десятилетие. Все это подчеркивает не локальный, а общечеловеческий характер этого расстройства.

Статистики о том, сколько в Беларуси детей с аутизмом, нет. Но если верить мировой статистике, с аутизмом разной степени тяжести сталкивается каждый 68-й ребенок – значит, каждый год в Беларуси появляется больше 1 000 особенных детей. 

О признании проблемы аутизма общемировой свидетельствует объявление Организации Объединенных Наций 2 апреля - Всемирным днем распространения информации об аутизме, начиная с 2008 года.

В большинстве стран Западной Европы и Северной Америки развитие системы помощи детям с расстройствами аутистического спектра было связано с отстаиванием родителей прав своих детей. Действующее в Республике Беларусь, законодательство, активность педагогов, психологов, медиков, родителей детей с аутизмом позволяют осуществлять организацию более эффективной работы по образованию, адаптации и вовлечению таких детей в жизнь общества. В связи с этим в Беларуси начала расширяться сеть ресурсных Центров для развития интегрированного обучения и воспитания, и оказанию комплексной помощи детям с РАС. Внесены предложения по организации социального сопровождения (тьютора/ ассистента/воспитателя индивидуального сопровождения) для детей с аутистическими нарушениями. Именно «Национальный институт образования» взял на себя создание нормативной базы, через проведение научно – исследовательской деятельности по разработке квалификационной характеристики «Тьютора», как социальной и психолого- педагогической необходимости. А также готовит проект документа о внесении в Кодекс об образовании дополнение о выделении детей с аутизмом, в отдельную нозологическую группу «Дети с аутистическими нарушениями», поскольку термин «Расстройство аутистического спектра» является исключительно медицинским.

Приоритетом развития детей с аутистическими нарушениями является подготовка к максимально возможной самостоятельной его жизни в обществе. Но, зачастую, родители, стремясь дать своему ребенку формальное образование, ошибочно ставят на первое место уровень овладения им определенным объемом знаний. Специалисты разъясняют родителям приоритеты социализации детей с аутизмом, важность формирования у них общепринятых форм поведения, способности и готовности использовать полученные знания и умения в жизни, когда ребенок не только располагает знаниями, но и может ими пользоваться, обладает способностью и готовностью применять их в условиях возможной независимой самостоятельной жизни.

Кто работает в группе интегрированного обучения и воспитания?

 В группе интегрированного обучения и воспитания работает воспитатель дошкольного образования, помощник воспитателя, учитель-дефектолог, музыкальный руководитель, руководитель физвоспитания, педагог-психолог. Также в группе может работать воспитатель дошкольного образования, осуществляющий индивидуальное сопровождение ребенка с расстройством аутистического спектра.

Кто же это?

Воспитатель индивидуального сопровождения является для ребенка с аутизмом и его семьи помощником в организации образования. Он сопровождает путь развития, подбирает различные элементы-кирпичики, которые затем складываются в индивидуальную образовательную программу. На современном этапе признается важная роль дошкольного этапа в процессе становления личности, поэтому многие организации, особенно работающие с инклюзией, задумываются о включении рассматриваемой позиции в штат своих работников.

Вопрос о необходимости предоставления ребенку с аутизмом индивидуального сопровождения решает психолого-медико-педагогическая комиссия ЦКРОиР.

Правовую информацию вы можете просмотреть здесь: http://asabliva.by/ru/main.aspx?guid=5801

Чем ребенок с аутизмом отличается от других?

В самом общем виде, аутизм характеризуют задержка развития и нежелание контактировать с другими людьми. Важно понимать, что это расстройство имеет множество проявлений: в развитии моторики, нарушении речи, внимания, восприятия. Ребенка с аутизмом можно распознать по таким частным признакам: ребенок не ищет контакта с другими людьми, не реагирует на них, словно не замечает;он часто совершает одни и те же повторяющиеся движения: потряхивает руками, подпрыгивает, совершает сложные ритуалы (повторяющиеся действия); круг его интересов ограничен, ему сложно увлечься чем-нибудь новым; поведение ребенка часто деструктивно: он агрессивен, может кричать, наносить себе повреждения и т.д.

Что может вызвать у ребенка аутизм?

К сожалению, четкого ответа на этот вопрос ученые пока не дали. Существует множество теорий, но ни одна из них не является исчерпывающей.

В каком возрасте ребенку могут поставить диагноз «расстройство аутичного спектра»?

Как правило, ребенок попадает в поле зрения специалистов не ранее 2-3-х лет. В этом возрасте нарушения становятся достаточно явными. Хотя первые признаки расстройства могут быть заметны еще раньше. Например, ребенок не тянулся к родителям, когда его собирались взять на руки, был пассивен, боялся громких звуков и не привыкал к ним, был всегда избирателен в еде, его невозможно было уговорить попробовать пищу определенного цвета, вкуса или запаха. Родители обычно говорили о своем ребенке – «он у нас странный», «не такой, как все».  Иногда в течение долгого времени у ребенка подозревают другие проблемы со здоровьем – задержку речевого развития или нарушения слуха («Потому он и не реагирует на наши слова», - говорят родители).

Это можно вылечить?

Полностью – нет. К сожалению, аутизм – это нарушение развития, от которого нет таблеток, и ребенок его не «перерастет». Но, если вовремя поставить диагноз и начать грамотную корректирующую терапию, ребенку можно помочь освоить навыки самообслуживания и коммуникации, можно научить его замечать других людей, контролировать эмоции, справляться со страхами. До 80% детей с аутизмом получают инвалидность, однако, при определенных обстоятельствах ребенок может, когда вырастет, перейти к самостоятельной жизни.

Какой врач может поставить ребенку диагноз – аутизм?

Согласно Международной классификации болезней, аутистические расстройства входят в раздел «Психические расстройства и расстройства поведения», поэтому ведущая роль в диагностике и формировании лечебно-коррекционной программы принадлежит врачу-психиатру. Одновременно с этим на разных этапах в работе с ребенком могут участвовать неврологи, генетики, психологи, логопеды, дефектологи и другие специалисты.

Как родители могут сами помочь ребенку справиться с аутизмом?

Самая главная, с нашей точки зрения, рекомендация – изначально понять возможности ребенка, не делать лишнего и не ставить слишком высокие задачи. Самый большой конфликт возникает именно тогда, когда родители сталкиваются с противоречием между реальными способностями ребенка и собственными амбициями в отношении него. И все отрицательное, что потом может происходить – протесты, непослушание, переживание разочарования и отчаяния, - все это происходит как раз из этого конфликта. Главный принцип для родителей заключается в обретении чувства уверенности как воспитателя и избавление от излишнего чувства вины. Надо знать, что ребенок-аутист очень чувствителен к внутреннему состоянию родителей, легко реагирует на их тревогу, растерянность. Что касается психического развития, то следует быть готовым к тому, что для достижения успехов, даже небольших, потребуется много времени. Не бывает такого, чтобы ребенок заснул одним, а проснулся другим человеком. Еще одна часто встречающаяся ошибка – это мнение, что самое главное для ребенка – научиться разговаривать. Это не так. Если речь не появляется самостоятельно – значит, тому есть объективные причины. Как только сформируются предпосылки к произнесению слов, ребенок начнет самостоятельно говорить без нашей помощи. Поэтому не стоит искусственно пытаться ускорить развитие такого ребенка.

 

Источник:                                                                                                                         

https://parcko.minskedu.gov.by/                                                                   

http://asabliva.by                                                                                    

http://interesno.cc/  

Соснович Жанна Анатольевна

    воспитатель дошкольного образования,

 осуществляющий персональное сопровождение

свернуть

Развитие мелкой моторики у детей с задержкой психического развития

Движения пальцев рук и кистей ребенка имеют особое развивающее воздействие.  У новорожденного кисти всегда сжаты в кулачки, и если взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребенка, тот их плотно сжимает. Малыша можно даже немного приподнять. Однако эти манипуляции ребенок совершает на рефлекторном уровне, его действия еще не достигли высокого мозгового контроля, который позволяет впоследствии сознательно выполнять движения.

Значение хватательного рефлекса состоит в способности ребенка не выпускать из рук предмет. По мере созревания мозга этот рефлекс переходит в умение хватать и отпускать. Чем чаще у ребенка действует хватательный рефлекс, тем эффективнее происходит эмоциональное и интеллектуальное развитие ребенка.

Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев (типа нашей «Сороки - белобоки» и других) приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце.

В Китае распространены упражнения ладоней с каменными и металлическими шарами. Популярность занятий объясняется их оздоравливающим и тонизирующим организм эффектом. Регулярные упражнения с шарами улучшают память, умственные способности ребенка, устраняют его эмоциональное напряжение, улучшают деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.

В Японии широко используются упражнения для ладоней с грецкими орехами. Прекрасное оздоравливающее действие и тонизирующее воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша. Талантом нашей народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Сорока - белобока», «Коза рогатая» и другие. Их значение до сих пор недостаточно осмыслено взрослыми. Многие родители видят в них развлекательное, а не развивающее, оздоравливающее воздействие.

Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В.М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребенка. Исследования М.М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга.

Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые проекции находятся в прямой зависимости от тренировки пальцев. Такую тренировку следует начинать с самого раннего детства. Исходя из оздоровительного воздействия на организм ребенка каждого из пальцев, помогайте ребенку координировано и ловко ими манипулировать. Обращайте внимание на овладение ребенком простыми, но в то же время жизненно важными умениями – держать чашку, ложку, карандаши, умываться.

Например, если в четыре года он не умеет доносить в пригоршне воду до лица – значит, у него отстает в развитии мелкая мускулатура. Обнаружив отставание у ребенка, не огорчайтесь.

Займитесь с ним пальчиковой гимнастикой.

Игры дома для развития мелкой моторики рук:

• Показать отдельно один палец (указательный), затем два (указательный и средний) и т.д.

• Показать колечки, попеременно соединяя каждый палец с большим пальцем.

• Пальчиковые гимнастики.

• Застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков.

• Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на веревке.

• Завинчивание и отвинчивание крышек, банок, пузырьков.

• Плетение косичек из ниток, венков из цветов.

• Нанизывание бус на нитку. • Изготовление поделок из бумаги, природного материала. • «Пальчиковые бассейны» (желуди, каштаны, фасоль, горох, чечевица, морские камешки). • Раскрашивание картинки, не выходя за контуры.

• Обводка и штриховка предметов (проводить вертикальные, горизонтальные и наклонные линии). • Рисование по точкам, по клеточкам.

• Складывание разрезных картинок (по горизонтали, по вертикали, по диагонали).

• Выкладывание пазлов.

• Складывание кубиков с изображением объектов по лексическим темам.

• Выкладывание фигур из счетных палочек по показу, по образцу, по схеме.

• Конструкторы «Lego», «Геометрические фигуры», строительные наборы (деревянные), «Мозаика» и др.

• Сборно-разборные игрушки.

• Логические блоки Дьенеша.

• Счетные палочки Кюизенера.

• Кубики Никитина «Выложи квадрат».

Использованы материалы сайта: https://www.defectologiya.pro/

свернуть

Упражнения для развития зрительной памяти старших дошкольников с трудностями в обучении

Запоминаем зрительно. Роль зрительной памяти важна, и нужно уметь эффективно использовать ее в процессе обучения. Важнейшей целью упражнений является формирование умения создавать мысленную картинку, зрительный образ. Это умение является одним из эффективных способов запоминания, который применяется для сохранения в памяти не только конкретного материала, но и абстрактного. Тренировать его легче на наглядном материале. На это и направлены предлагаемые нами задания. «Разноцветная лесенка» Вам потребуется 5 разноцветных карточек. Ребенок должен в течение 10 секунд внимательно посмотреть и запомнить последовательность цветов. После этого карточки закрываются листом бумаги. Вы просите ребенка закрыть глаза и мысленно представить себе, как были расположены карточки. Затем ребенок должен перечислить, как располагались цвета друг за другом. Ответ сверяется с исходным образцом. Далее таким же образом для запоминания предлагаются 2, а затем и 3 комбинации цветных карточек.

«Опиши картинку» Вам потребуются любые незнакомые для ребенка картинки. Это могут быть иллюстрации к книгам или вырезки из журналов. Желательно, чтобы на картинке было не менее 5—6 предметов. Ребенок должен в течение 30 секунд внимательно рассмотреть картинку, стараясь в деталях запомнить то, что на ней изображено, и вернуть ее ведущему. После этого ребенок, закрыв глаза, пробует представить картинку перед своим мысленным взором. А затем он должен максимально подробно описать то, что увидел и запомнил. По окончании рассказа вновь демонстрируется картинка и обсуждаются упущенные элементы изображения. В случае, если ребенок легко справляется с описанием простых картинок, вы можете давать ему наглядный материал посложнее, где больше мелких деталей и используются разные цвета. Ваш сын или дочь, со своей стороны, тоже могут составить для вас аналогичные задания. Тогда их целью будет проверка вашего рассказа, что тоже для них полезно, занимательно и поучительно.

«Ассоциации»  — это один из способов запоминания материала. Ведь часто бывает так, что, увидев один предмет, мы вспоминаем и о другом. Тогда мы говорим, что второй предмет ассоциируется у нас в сознании с первым. Ребенку легче объяснить это на наглядном примере. Возьмите 4 картинки (например, сердце, часы, снежинка, молния) и разложите их перед ребенком. Задание сформулируйте так: «Я буду читать тебе слово, а ты выбери и покажи мне одну из картинок, изображение на которой связано, то есть ассоциируется, с названным словом». Слова: зима, любовь, время, гроза. После выполнения задания спросите ребенка о том, по какому принципу он выбирал картинки, и объясните ему, что он сделал этот выбор благодаря ассоциациям. Далее можно переходить к самостоятельному выполнению упражнений.

Беседуя с ребенком, проверяйте, помнит ли ребенок материал из выполненных заданий через некоторое время.

• Для перевода информации из кратковременной памяти в долговременную требуется осмысление и повторение.

• Запоминание материала будет более прочным, если повторения разделены значительным временем.

•Интересуйтесь, какие способы запоминания ребенок использует во время выполнения домашнего задания. При необходимости подскажите ему наиболее подходящий способ.

Использованы материалы сайта: https://vk.com/defectolog_help

свернуть

Мифы об аутизме

Об аутизме и связанных с ним мифах – Ольга Азова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии МПСУ, директор детского неврологического и реабилитационного центра «Логомед прогноз». Мне очень нравится мировой опыт. Скажу о том, что я видела своими глазами. Например, в Японии я несколько раз задавала вопрос, какие лекарства специалисты дают там, если эмоциональное состояние ребенка неустойчиво и он начал себя агрессивно вести? Оказывается, специалисты сразу же стараются переключить внимание ребенка, дать физическую нагрузку или эмоциональную разрядку. Такого ребенка могут быстро вывести во двор на беговую дорожку, предлагают пробежать какое-то расстояние и так далее. Ребенок может выйти в коридор, но остается в поле зрения специалистов. Каждый по очереди, проходя, включается в ситуацию: разговаривают, «сенсорят», эмоционально поддерживают. Там очень тесный контакт педагога и ребенка, что очень важно. И в Японии, и в Китае в психоневрологической больнице я слышала: «Мы не лечим детей. Мы предлагаем широкий спектр занятий: музыка, двигательные упражнения, рисование и так далее. Если у ребенка возникает психотическое состояние, можем разово дать лекарство, но это не значит, что ребенка теперь «посадят» на медикаментозные препараты постоянно». В Америке упор делают на АВА-терапию – это обучающая программа, которая основывается на поведенческих технологиях и методах обучения. Речь идет именно о специфическом аутистическом поведении. Но физиологически аутизм проявляется по-разному. Невролог может прописать витаминные или сосудистые препараты при ангиоспазме и для активизации центра речи, например, и так далее. Если проблемы с кишечником – подключается гастроэнтеролог. Если проблемы со слухом, тогда разбирается сурдолог, отоларинголог. Базовый врач, занимающийся ребенком с аутизмом – невролог. Именно невролог, психоневролог.

Генеральная цель реабилитации ребенка – войти в обычную жизнь, взаимодействовать с окружающим миром, начиная с простых вещей: уметь самостоятельно одеваться, обедать, переключаться от своих историй на какую-то другую информацию и продолжать в максимально свободной коммуникации и обучении с использованием речи. Чем мы и занимаемся. Ребенок с аутизмом в обычной школе – Стоит ли отдавать ребенка с аутизмом, если он более-менее социализирован, в обычный детский сад, обычную школу? – Обязательно стоит, потому что ребенку с аутизмом нужно научиться подражать, имитировать, взаимодействовать, а это можно постичь только рядом с нормотипичными детьми. Но, с другой стороны, нельзя просто так привести «особого» ребенка в группу детского сада или в класс, нужно создать необходимые условия – и для ребенка с аутизмом, и для педагогов, других детей. Специалист без специальной подготовки просто может не справиться: например, всем говорят сесть за стол, а ребенок с аутизмом хочет сидеть на ковре, все рисуют, а он все время делает попытки уйти из-за стола, потому что уже устал, ему нужно переключиться.

Как помочь ребенку с аутизмом быть вместе с обычными детьми и одновременно не мешать им учиться? Как создать особые условия? Возможно, это будет класс, а рядом – ресурсная зона, комната или хотя бы сенсорная панель, уголок, где ребенок может расслабиться, успокоиться, полежать, переключиться, набраться сил и даже отработать какой-то материал, который ранее уже был пройден всеми детьми в классе. Чтобы помочь ему в этом, нужен воспитатель сопровождения – специальный наставник. Мифы про аутизм

Миф 1: Если не говорит, значит, ребенок с аутизмом. В реальности: Действительно, многие дети с аутизмом не говорят. Про кого говорят «Если не говорит, значит, аутизм», и это действительно миф? Механизмы «неговорения» в каждом случае – разные. Аутизм не равно неговорение, и не у всех неговорящих детей аутизм. Молчат дети при задержках, при алалии, при нейросенсорной тугоухости, при мутизме, при умственной отсталости… Да, собственно, и сами аутизмы разные. У кого-то больше превалируют сенсорные нарушения, речевые апраксии, а у кого-то коммуникация – проблемная зона, не идет процесс социализации. В каждом конкретном случае нужно качественное обследование и консультирование.

Миф 2:  Говорят, что люди с аутизмом особенные, что аутизм – это не болезнь, и это действительно миф. Нужно помнить, что эта так называемая особенность под названием «аутизм» – заболевание, которое входит в международную классификацию болезней. Болезней – не особенностей и состояний, и классификация  её  - международная. 

Аутизм требует обязательного медицинского наблюдения за ребенком и обязательной психолого-педагогической реабилитации. Важно также помнить, что у детей с аутизмом присутствуют конкретные проявления заболевания, которые требуют пристального внимания. И если мы будем считать, что это всего лишь особенность, то не поможем ребенку. В целом проявлений заболевания – очень много. В каждом конкретном случае нужно решать проблему именно со здоровьем ребенка.

Миф 3: Аутисты агрессивны и поэтому опасны для общества. В реальности: Чаще всего у детей с аутизмом, которые не получают желаемого, наблюдаются приступы самоагрессии, то есть агрессии, направленной скорее на себя, нежели на других людей. Дети с аутизмом агрессивны и поэтому опасны для общества – это действительно миф. Если агрессия ребенка идет вовне – проблемы именно с социальной составляющей его жизни. Если ребенок находится в семье, во взаимодействии с медицинским персоналом, не может случиться такого, что он пошел и кого-то побил. У него агрессия из-за того, что окружающие пока не научились понимать его, не научились правильно взаимодействовать с ним. Также приходится просвещать общество, учить толерантности, и прежде всего нужно включиться самим родителям детей с аутизмом. На замечания окружающих к поведению ребенка родителю проще сказать: «У ребенка – аутизм». Это наконец стало действовать отрезвляюще: критикующие сразу вспоминают про неотложные дела – начинают копаться в сумочке, смотреть в телефон, листать журнал, «терпеть» несколько минут, осознав, что это не избалованность, а болезнь.

Миф 4: Есть ряд выражений, которые применяют, когда говорят про людей с аутизмом: «В глаза смотрит, значит, не аутист», «Это шизофрения, а не аутизм», «Гений, а не аутист», «Мало разговаривали, вот и аутист», «Он умеет играть – бегает с детьми в догонялки, значит, не аутизм». В реальности: Да, детям с аутизмом свойственно многое из перечисленного, кроме диагноза «шизофрения». С ним сложнее всего, потому что диагностика несовершенна. Есть ряд выражений, которые применяют, когда говорят про людей с аутизмом, но это миф. Фронтальный взор может быть затруднен, и может быть короткий глазной контакт, но действительно есть дети с аутизмом, у которых нет этой проблемы. Но это микросимптом, на который не стоит опираться как на единственный в диагностике. Из этого же разряда и «ребенок бегает с детьми, значит, не аутизм». Умение бегать не нарушено у детей с аутизмом, а нарушено взаимодействие в игре при выполнении режимных моментов. Можно бегать, но не уметь играть по правилам в дворовые игры «Хали-хало», «Картошка», вот тут проявляется проблема – понимание условий.

Шизофрения – это отдельный психиатрический диагноз, который детям обычно не ставят. У этого заболевания есть свои симптомы, которые отличаются от тех, которые есть при аутизме.

Про гениальность и аутизм. Дети с аутизмом дисбалансны в своем развитии. Могут с легкостью решать примеры из четырехзначных чисел и не уметь самостоятельно сходить в туалет – пример из жизни нашего пациента. Именно эти особенности, видимо, и порождают этот миф. Также некоторые люди с аутизмом способны сосредотачивать внимание на мельчайших подробностях, в состоянии обрабатывать визуальную и текстовую информацию в разы быстрее тех, кто не страдает нарушениями нервной системы.

Миф о том, что с ребенком не разговаривали и поэтому у него аутизм, опровергается тем, что огромное количество людей с прекрасными внутрисемейными отношениями тем не менее имеют детей с аутизмом. Что делать, если у ребенка признаки аутизма – советы от Ольги Азовой Не зацикливаться на постановке диагноза! Да, ребенок маленький, хочется знать, что с ним происходит, почему он развивается не как все дети. Но сначала важно обращать внимание на некие генеральные проявления – например, нарушение поведения, отсутствие речи, непонимание обращенных к ребенку слов и так далее.

1. Родителям пройти тест АТЕК (его можно легко найти в интернете), прежде чем идти к специалистам. Тест этот не статичен, и, по мере того как с ребенком будут заниматься, показатели теста будут меняться.

2. Идти к специалистам. Невролог, пожалуй, первый из них. Именно он должен предложить консультации других врачей. Например, отоларинголог или судорог должны помочь разобраться с вопросом, нет ли нарушения слуха, из-за которого могут быть проблемы с пониманием речи. Затем – гастроэнтеролог, мы уже говорили, что могут быть проблемы с пищеварением, с питанием. Генетик, иммунолог и другие – по запросам, проблемам и жалобам.

3. Выбираем специалиста, но соблюдаем меру. Бывает, врач не понравился, нет доверия – можно сходить к другому. Но консультироваться у 25 неврологов и 25 гастроэнтерологов не нужно – это будет бег по кругу, он никогда не кончится, потому что новый специалист будет давать что-то свое, что-то новое. Хороший результат – это когда сошлись мнения двух специалистов, тут родителю стоит задуматься и прислушаться именно к рекомендациям этих специалистов.

4. Провести обследование ребенка. Невролог обычно направляет на функциональную диагностику: энцефалограмму, доплер, аудиограмму, гастроэнтеролог – анализ на переносимость продуктов. И так каждый специалист, который работает в теме аутизма, назначает важные исследования для прояснения диагноза и назначения лечения.

5. Консультации неврачебных специалистов. Прежде всего, это поведенческий аналитик, ABA-терапевт, психолог по сенсорной интеграции. Это специалист, который занимается «телом», сенсорикой и поведением. Следует помнить, что аутизм – это заболевание, которое таблеткой не вылечить. Поэтому упор делается не на поиск какого-то ноотропного средства. Хотя в некоторых случаях доктор может посчитать нужным его выписать, особенно это касается детей с аутизмом и когнитивными трудностями. Также нужны консультации нейропсихолога, логопеда, психолога.

6. Начинаем занятия. Первыми упражнениями должны быть, прежде всего, поведенческие и сенсорные. Их реализуют на разных занятиях: ABA-терапия, сенсорная интеграция, физкультура, массаж, мозжечковая стимуляция, работа на балансире, кинезиотерапия, коммуникативные занятия, разные виды игротерапий. Только потом уже присоединяются другие специалисты – психологи и логопеды, нейропсихологи.

7. Реабилитация должна быть комплексной. И не стоит ждать мгновенных результатов. Бывает, родители обошли 150 мест, а в результате им нигде не помогли и не могли помочь, потому что везде своя программа и она предполагает длительное взаимодействие. Мы, например, приглашаем на два года. Есть первичная ступень, вторичная ступень, дальше – постоянная работа. Мы же хотим максимально приблизить ребенка к тем детям, которых называем нормотипичными. Комплекс подразумевает не просто набор процедур, а иерархию от простого к сложному и взаимоподдержку одного направления другим.

8. Организовав базовые занятия, подключите немедикаментозную коррекцию. Методов много – слуховые терапии, физиотерапевтическое направление, разные виды БОС и компьютерных программ.

9. Родитель должен получать помощь вместе с ребенком. Потому что на начальных этапах проблема аутизма – сильно травмирующая ситуация для родителя. С ребенком все не так, и родитель не знает, куда бежать, не спит ночами, не знает, как пережить стресс от получения диагноза, не знает, как помочь ребенку и как вообще с этим со всем жить. Должна быть оказана терапевтическая помощь родителям и даны конкретные рекомендации – инструменты взаимодействия с собственным ребенком.

 Использованы материалы сайта pravmir.ru

свернуть

Цикл фильмов «Каждый имеет право быть разным»

Телевизионный цикл размещен на сайте Представительства Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Республике Беларусь по адресу http://special.unicef.by/

1. «Солнечные дети» 

О детях с синдромом Дауна. Даёт возможность не только увидеть особенности, которые делают героев неповторимыми, но и определить препятствия, с которыми они сталкиваются ежеминутно, увидеть их творческий потенциал в разных областях искусства, попытаться понять их особый мир, их способы общения.

2. «Маленький дневник большой жизни»

О воспитании ребенка с аутизмом.

3. «Жизнь с препятствиями»

О детях с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Даёт возможность не только увидеть особенности, которые делают героев неповторимыми, но и определить препятствия, с которыми они сталкиваются ежеминутно, увидеть их творческий потенциал в разных областях искусства, попытаться понять их особый мир, их способы общения.

4. «От простого к сложному»

Необучаемых детей нет-девиз фильма. Об обучении детей в с тяжелыми и (или) множественными нарушениями в ЦКРОиР.

5. «Жизнь как танец»

О детях с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, которые реализуют себя, занимаясь танцами на колясках, фехтованием.

6. «Дай мне победить»

О параолимпийском спорте и спортсменах-параолимпийцах.

7. «Ищу друга»

Об оздоровлении  как  о способе  включения ребенка в общество сверстников, о важности общения детей с ОПФР со сверстниками.

8. «Мелодия мира»

О детях с кохлеарным имплантом.

9. «Семья для каждого ребенка»

О счастье и чуде, которое можно получить благодаря любви, теплу, заботе друг о друге и уверенности, что вместе можно преодолеть все преграды.

10. «Социальная передышка»

О содержании и преимуществе   форм поддержки и помощи семьям. Например, услуга по социальной передышке, которая предоставляется родителям детей с ОПФР и инвалидностью в общественной благотворительной организации «Белорусский детский хоспис» .  Благодаря этой услуге родители получают возможность отдохнуть, уделить внимание другим детям, заняться своим собственным здоровьем, в то время как о ребёнке заботятся специалисты и волонтёры, с ним занимаются, оказывают необходимую помощь, просто играют и развлекают.

11. «Молчаливое согласие»

О детях с нарушениями слуха. Даёт возможность не только увидеть особенности, которые делают героев неповторимыми, но и определить препятствия, с которыми они сталкиваются ежеминутно, увидеть их творческий потенциал в разных областях искусства, попытаться понять их особый мир, их способы общения.

12.  "Мой невидимый мир»

О незрячей девочке, которая прекрасно поет. 

13. «Диалог в темноте»

О детях с нарушениями зрения. Даёт возможность не только увидеть особенности, которые делают героев неповторимыми, но и определить препятствия, с которыми они сталкиваются ежеминутно, увидеть их творческий потенциал в разных областях искусства, попытаться понять их особый мир, их способы общения. 

14. «Интеллектуальные нарушения»

О детях, обучающихся в классах интегрированного обучения и воспитания по программе вспомогательной школы.

15. «Сложное начало большого пути»

О необходимости и возможности оказания ранней коррекционной помощи.

16. «Мама-главное слово в каждой судьбе»

О главном человеке, который берет на себя все трудности и радости воспитания ребенка с особенностями.

17. «Терпение и труд»

О трудоустройстве лиц с ОПФР.

18. «Чудо любви»

Об истории приемной семьи.

19. «Жить как все»

О жизни детей в домах-интернатах.

20. «В каждом ребенке солнце»

Об оказании медико-социальной и семейно-ориентированной помощи,   о деятельности Гродненской областной организации Белорусского Общества Красного Креста.

21. «Безграничные люди»

О людях с особенностями в развитии, их проблемах, трудностях, достижениях.

свернуть